Ближайшие годы станут знаковыми в изменении самих концепций здравоохранения. При этом лидерство в завоевании рынка потребителей будут делить не только собственно медицинские стартапы, но и крупные цифровые и технологические компании. Такой вывод можно было сделать по итогам конференции «Будущее здравоохранения», которую организовала исследовательская фирма CB Insights. Примерами могут стать компания Warby Parker, которая намерена объединить продажу очков по рецептам с виртуальным офтальмологическим обследованиям, или лидер на рынке аудиооборудования Bose, разработавший собственные технологии слухопротезирования. Слуховые аппараты Bose, одобренные FDA, могут быть настроены пользователем без помощи медицинского работника.
Существуют и другие тенденции, которые следует учитывать при оценке будущей модели здравоохранения. В первую очередь, было отмечено, что взрывной рост повсеместного использования искусственного интеллекта пойдет на убыль. Несмотря на возрастание прибыли компаний, работающих в сфере машинного обучения, такая ситуация очень скоро изменится, по мнению Джеффа Иммельта, бывшего главы GE, а в настоящее время партнера по венчурному бизнесу New Enterprise Associates: «Следующему поколению компаний, занимающихся этими технологиями в сфере здравоохранения, будет трудно получить финансирование, особенно тем, кто не уверен в преимуществах предлагаемого решения». Прежде всего, компаниям необходимо сосредоточиться на создании технологий, которые бы легко внедрялись в существующие схемы диагностики и лечения. В противном случае, они пополнят кладбище стартапов в сфере домашнего здравоохранения.
Напротив, телемедицинские технологии все более завоевывают рынок потребителей и привлекают новых игроков. Джейсон Горевич, генеральный директор Teladoc, лидирующей с сфере телемедицинских услуг в США, считает, что будущее за виртуальной первичной помощью. Причем, по его мнению, ее высокий профессиональный уровень станет препятствием для проникновения на рынок непрофессионалов в области медицины, таких как Amazon. Время покажет, насколько справедливо это заявление, однако пока в сферу телемедицины стремятся проникнуть такие крупные компании, как CVS, Walgreens, Amazon, Walmart и Best Buy.
Наряду со спросом на виртуальную медицинскую помощь, растет потребность в улучшении социальных программ, помогающих сохранить здоровье населения. В первую очередь, речь идет об уходе за пожилыми пациентами с хроническими заболеваниями. Так, HIPAA-совместимая сеть медицинских блокчейнов компании Embleema позволяет пациентам получать доступ и делиться своими медицинскими записями с исследователями и врачами. А вот компания Higi предлагает возможность следить за здоровьем в ближайших для потребителя киосках. Пользователям Higi доступны услуги контроля жизнедеятельности на более чем 11 000 станциях продуктовых магазинах, аптеках и клубах. Таким образом, нет предела созданию более комфортных условий для тех пациентов, чьи физические возможности ограничены. По мнению Джой Чжан, соучредителя компании Mon Ami, «сегодня есть много способов обеспечить физическую безопасность и заботу о близких. Однако самое трудное – эта работа над тем, что делает нас людьми: обеспечение радости, связи, понимания и общения».