Всемирная диджитализация: COVID-19 ускоряет переход здравоохранения в цифровую плоскость

В конце января 2020 года в рамках Всемирного экономического форума прошла конференция Davos Agenda с участием глав государств и представителей мирового бизнеса. В центре внимания оказалась цифровая трансформация здравоохранения и её возможности для улучшения качества и доступности медицинской помощи, а также формирования у пациентов положительного опыта.

Сегодня, опираясь не только на теоретические знания, но и на реальные примеры внедрения цифровых технологий, можно четко ответить на вопросы, возникшие в период пандемии.

Может ли телемедицинский формат заменить очные консультации врача?

Если раньше каждый десятый пациент прибегал к телемедицинской консультации, то теперь – почти каждый второй. Самым востребованным оказался emergent-формат, когда пациент по требованию немедленно получает консультацию случайно выбранного доктора. Это подтверждает необходимость дальнейшего развития телемедицины.

Глобализация здравоохранения – плохо или хорошо?

Преемственность медицинской помощи вышла на первый план. Бороться с несогласованностью мыслей и действий, улучшать качество сотрудничества и своевременно обмениваться медицинскими данными можно только с помощью единых цифровых систем, к которым подключены разные страны. Основной единицей хранения информации должна стать стандартизированная и удобная электронная медицинская карта.

Возможно ли эффективное внедрение новых технологий в странах «третьего мира»?

В странах с низким уровнем дохода для цифровых технологий здравоохранения есть как большие сложности, так и самый высокий потенциал для роста. Здесь уже есть определенные успехи: так, в Бразилии одна из первых интегрированных платформ искусственного интеллекта предсказала вспышки лихорадки Денге с точностью 80% за месяц до их регистрации. А в Нигерии специальное мобильное приложение активно используют для своевременной диагностики асфиксии при рождении.

Таким образом, сама по себе пандемия не привела к кардинальному перевороту в глобальной медицине, но ускорила системные изменения, которые начались ещё до её начала.