Онлайн-форум, прошедший в конце мая по инициативе Фонда развития цифровой экономики, подтвердил необходимость ускорения развития основных направлений цифровой медицины и фармацевтики. Компании, которые откладывают внедрение «цифры» сегодня, могут не успеть адаптироваться к условиям работы во время растущих угроз эпидемий. Уже сейчас фармкомпании, не успевшие переориентироваться на удаленную работу с врачами, несут значительные убытки. Однако тем, кто предвидел необходимость цифровой реорганизации своей компании, может быть предоставлен уникальный шанс конкурировать с крупными игроками на рынке — считает председатель Совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.
Фармкомпаниям приходится не только конкурировать в профессиональной области, но и использовать влияние СМИ для продвижении на рынке. Формирование потребительского интереса происходит во многом за счет новостных сообщений и публикаций в соцсетях. Поэтому компаниям приходится завоевывать свое место и в информационном пространстве клиента. Тем не менее, аптеки не собираются конкурировать с маркетплейсами, у которых все преимущества дистанционной торговли лекарствами. Директор по развитию сети аптек «36,6-Здоровье» Акоп Варпетян отметил, что это неинтересно и экономически нецелесообразно. «Мы будем отдавать ту долю доходности, которую могли бы иметь самостоятельно. Но, к сожалению, самостоятельно невозможно — сколько бы денег у тебя ни было в фарме, ты не сможешь конкурировать с Яндекс и Google, если они захотят переключить на себя все таргеты. А так и будет», — подвел он итог.
Однако, по мнению операционного директора Brandquad Даниила Матвеева, аптечным сетям не упускать преимуществ дистанционной торговли лекарствами. Он считает, что маркетплейсы можно использовать как новые каналы торговли. «В чем прелесть размещения своих товаров для розничной аптечной сети на крупном маркетплейсе? Очень просто — покрытие, логистика, аудитория», —заявил он. — «Если говорить о покрытии, несмотря на топы-продаж Apteka.ru, она все равно представлена в меньшем количестве населенных пунктов, чем Ozon. Это значит, что где-то в пределах нашей необъятной страны есть люди, которым могут доставляться ваши лекарственные средства». Не менее важным преимуществом крупных маркетплейсов служит полная инфраструктура цепи поставок — от фулфилмента до логистики.
«Интернет-торговля выиграла больше других сфер бизнеса в рамках текущей ситуации. На наших глазах растет востребованность интернет-платформ для доставки покупок, общения и разного рода развлечений. Доля интернет-торговли во многих компаниях увеличилась в 3-4 раза по отношению к докарантинному периоду. Кроме того, теперь компаниям нужно иметь свои аккаунты в соцсетях, поддерживать свой профайл и тратить на это маркетинговый бюджет» — такое мнение высказал член Совета Фонда развития цифровой экономики Максим Черешнев.
Помехой для использования маркетплейсов может быть только отсутствие законодательной базы в сфере онлайн-продажи лекарств. Однако пусть медленно, но дополнения в существующие правила торговли будут вноситься, и к тому времени фармацевты должны быть уже готовы к работе в новых условиях.