Нынешний рост продаж в аптеках сменится оттоком потребителей в онлайн, — считают эксперты. Законодательные нововведения о разрешении дистанционной торговли и регулировании аптечных сетей также помешают рознице подняться на прежний уровень. Существует два сценария развития ситуации в аптечных сетях. С одной стороны, паника и тревога за здоровье заставляют население в условиях пандемии покупать некоторые специализированные товары, с другой — дорогостоящая продукция с конечным сроком годности не позволяет запасаться ей впрок.
Аналитики предполагают, что выиграют в этой ситуации онлайн-площадки, которые покупатели привыкают использовать чаще. «Люди, которые в связи с эпидемией вышли из офиса и приспособились работать на удаленке, научились дистанционно заказывать продукты и другие товары, включая лекарства, — говорит Елена Литвинова. — Обратно они могут уже не вернуться».
«Я вижу большой потенциал онлайн-фармы, так как сейчас ее объем измеряется долями процентов от всего объема рынка, — убежден директор по коммерческой практике Publicis Groupe Russia Алексей Катаев. — От разовых покупок лекарств под симптомы покупатели будут переходить к повторным покупкам, к сопутствующим товарам и смежным категориям (зубные щетки, пасты). Это называется гросерийный формат закупок. И тут в выгодном положении окажутся площадки с широким ассортиментом и маркетплейсы».
Онлайн площадки стали предпочтительными и для встреч медиков с представителями фармкомпаний. Так, количество личных встреч к концу четвертой недели марта сократилось на 71%, особенно это касается личных встреч на территории ЛПУ. Напротив, общение с использованием мессенджеров и телефонных звонков выросло более чем на 30%, по сравнению с данными на первую неделю марта. Об этом свидетельствует статистика, накопленная компанией Ipsos.
Внимание следует обратить также на тенденцию сокращения объема промоционной активности фармацевтических компаний-производителей. К концу четвертой недели марта она упала на 58%, по сравнению с первой неделей месяца.