Технологии дистанционного мониторинга и искусственного интеллекта будут иметь решающее значение для здравоохранения в течение следующих 10 лет. Пока, несмотря на множество внедряемых интеллектуальных систем, медицина отстает в этом плане от других секторов экономики. Согласно недавнему опросу врачей и потребителей, проведенному Ernst & Young, только 32% врачей и 27% потребителей США оценили здравоохранение как эффективное, с точки зрения цифровых технологий. Более половины опрошенных заявили, что в число первоочередных задач должны войти дистанционная координация медицинской помощи, диагностика, анализ медицинских исследований и управление лекарственными препаратами.
Несмотря на востребованность цифровой медицины, ее эффективному внедрению пока мешает ряд проблем, которые следует преодолеть. В первую очередь, по словам руководителя глобального сектора здравоохранения Ernst & Young Дэвида Робертса (David Roberts), необходимо «создание всеобъемлющей стратегии цифровой трансформации, оптимизация производительности посредством гибкой трансформации бизнеса и проведение глубоких культурных изменений». Причем если речь идет об искусственном интеллекте, необходима разработка «умных» систем здравоохранения будущего с созданием модели, ориентированной на пациента. Эта модель требует обмена данными между заинтересованными сторонами, но с учетом разрешения на это потребителей. По мнению глобального консультанта по вопросам здравоохранения Ernst & Young Алохи МакБрайда (Aloha McBride), это подразумевает создание работоспособной ИТ-платформы, которая будет хранить и связывать структурированные и неструктурированные данные. В настоящее время такая задача пока не под силу современному здравоохранению, в том числе и из-за неразрешенного вопроса конфиденциальности медицинских сведений.
Потребители медицинских услуг пока также не готовы активно сотрудничать с цифровой медициной. Несмотря на превосходство ИИ в диагностике многих заболеваний сердца, кожи и глаз, пациенты по-прежнему предпочитают иметь дело с врачом. По их мнению, только он может по-настоящему понять их специфические и уникальные симптомы. «Люди считают медицинскую помощь, оказываемую поставщиками искусственного интеллекта, негибкой и стандартизированной, которая подходит для лечения среднего пациента, но недостаточна для учета уникальных обстоятельств конкретного человека», — объясняют эту позицию профессора по маркетингу Бостонского университета Кьяра Лонгини (Chiara Longini) и Кэри К. Морведж (Carey K. Morewedge).
Преодолеть это недоверие поставщики ИИ могут с помощью ряда шагов. В первую очередь, необходимо увеличить персонализацию помощи ИИ. По словам ученых, «поставщики могли бы выделить информацию, собранную о пациентах, для создания их уникального профиля, включая их образ жизни, семейную историю, генетические и геномные профили, а также подробности об их окружении». И наконец, медицинские организации могут предпринять дополнительные шаги, чтобы распространить информацию о способности ИИ к персонализации, например, путем привлечения СМИ, объяснения работы алгоритмов и обмена отзывами пациентов об услуге. Люди охотно будут использовать медицинский ИИ, «если врач остается ответственным за принятие окончательного решения».