Телемедицина вновь оказалась за бортом российского здравоохранения

Депутаты Госдумы РФ в очередной раз заблокировали положение о телемедицинских технологиях в новом законопроекте о мерах поддержки граждан и экономики в условиях эпидемии СOVID-19. Как считают законодатели, отрасль пока не готова к полноценному формату работы в условиях российского здравоохранения. А между тем, такой запрет, по мнению генерального директора компании «Мобильные Медицинские Технологии» Дениса Юдчица, существенно тормозит развитие телемедицины: «Конечно, было бы неправильно ставить все диагнозы без очного осмотра врача, но разрешить ставить часть из них при наличии определенного количества данных о пациенте в наше время жизненно необходимо».

Ни один врач не оспаривает положение, что поставка правильного диагноза возможно только на основе ряда обязательных анализов. Однако до этапа постановки диагноза российская действительность заставляет пациентов многократно обращаться в медицинские организации, ходить от врача к врачу за направлением на анализы, справками, выписками. Это в разы увеличивает число контактов и возможность заражения коронавирусом. При этом многие пациенты с хроническими заболеваниями вполне могут длительное время поддерживать свое состояние здоровья, не обращаясь лично к врачу, а передавая всю информацию по сети и получая от врача необходимые консультации и направления на анализы.

Денис Юдчиц добавляет: «На рынок выходят инсулиновые помпы, которые встраиваются в тело человека и автоматически делают забор крови, определяют содержание сахара в крови и отправляют данные в личный кабинет пациента, который доступен и врачу. Врач с определенной периодичностью без участия пациента мониторит данные, контролирует работу помпы и реакцию на него организма больного. Также врач может дистанционно наблюдать гипертоников, регулярно измеряющих дома свое давление с помощью тонометра, автоматически отправляющего данные врачу. Или астматиков — с помощью автоматического спирометра, контролирующего работу легких. Сердечников — с помощью интегрированного в электронную систему аппарата ЭКГ. На рынке постепенно становится все больше таких приборов, позволяющих проводить регулярные анализы и в режиме реального времени направлять результаты врачу». В этих случаях опасность медицинских ошибок сведена к минимуму, а в числе плюсов — постоянный мониторинг состояния хронических пациентов и сведение к минимуму риска их инфицирования.

Откладывание решения вопроса о расширении сферы применения телемедицины в условиях длительной эпидемии негативно отражается не только на здоровье населения, но и на развитии цифровых технологий. По мнению большинства экспертов, даже с учетом несовершенного законодательства телемедицина может помочь во многих случаях, однако этой практике препятствует отсутствие ясного алгоритма, утвержденного Минздравом. Заместитель генерального директора по информационным технологиям в НМИЦ им. В.А. Алмазова Дмитрий Курапеев отмечает: «До сих пор не разработаны порядки оказания первичной телемедицинской помощи, которые позволяли бы с большой степенью надежности полноценно произвести медицинский осмотр, а также осуществить экспертизу качества оказанной помощи. В отсутствии таких порядков законодатели не готовы брать на себя повышенные риски. Главная проблема — не в законе, а в методическом обеспечении первичных телемедицинских консультаций». Безусловно, ситуация заставит, в конечном счете, обратиться к телемедицине, однако избежать правовых и моральных перекосов при ее использовании можно только в случае разработки четкого порядка оказания первичной телемедицинской помощи с учетом основных механизмов финансирования, в первую очередь ОМС.